Исторический очерк
Письменные источники
Исследователи Масады имели возможность опираться в своей работе на одно из самых известных исторических сочинений древности - "Иудейскую войну" Иосифа Флавия, содержащую поистине бесценные сведенья об этом периоде еврейской истории.
Хотя в научном мире не утихают споры относительно достоверности ряда описываемых Флавием событий и фактов, раскопки Масады во многом подтвердили его рассказ.
Хасмонейский период
Согласно Иосифу Флавию, гора была впервые укреплена первосвященником Ионатаном, братом Иехуды Маккавея (середина 2-го века до н. э.).
Достоверность этого утверждения Флавия до сих пор не подтверждена раскопками, поэтому некоторые исследователи полагают, что речь идет о царе Иудеи из Хасмонейской династии Александре Япае, именовавшемся также Ионатаном (первосвященник с 103־го до 76 г. до н. э.).
Монеты, отчеканенные Александром Янаем, были найдены на территории Масады.
Иродианский период
Ирод, царь Иудеи, оценив стратегические преимущества Масады, сделал ее своей зимней резиденцией.
В 40 году до н. э., когда парфяне, заклятые враги Рима, возвели на престол Иудеи Антигона II, Ирод бежал из Иерусалима в Масаду и, оставив там семью под защитой 800 воинов, отправился искать поддержки в Рим.
Антигон осадил Масаду, но ее защитники, страдавшие от недостатка воды, были спасены внезапным дождем, наполнившим водой ямы и расселины.
В 37 году до н. э., воцарившись в Иудее, Ирод превратил Масаду в мощную крепость, которая могла бы служить ему надежным убежищем в случае восстания или вторжения вражеских войск.
После смерти Ирода в 4 году до н. э. и установления в 6 году н. э. непосредственного владычества Рима над Иудеей в Масаде был размещен небольшой римский гарнизон.
Период восстания
Иосиф Флавий рассказывает, что в 66 году, с началом
Первой иудейской войны (Большого восстания), Масаду захватили сикарии, прозванные так из-за того, что они были вооружены короткими кривыми кинжалами (сика - кинжал), которые скрывали в складках одежды.
Сикарии представляли собой наиболее радикальное крыло антиримской оппозиции. Возглавлял их Менахем бен-Иехуда Галилейский. Состав повстанцев был достаточно пестрым, среди них, по-видимому, встречались и ессеи, и самаритяне.
После падения Иерусалима (в 70 году) последние его защитники бежали в Масаду, среди них был и Элазар бен Яир (племянник Менахема Галилейского), который возглавил повстанцев.
В период восстания казематы в крепостной стене и дворцы Ирода были превращены в жилые помещения. Повстанцы, строго соблюдавшие все законы еврейской религии, устроили в крепости синагогу и ритуальные бассейны для омовения (микве).
Осада
Десятый римский легион под командованием Флавия Сильвы подошел к Масаде из Иерусалима и осадил ее.
На протяжении 73-го года (или 74-го -мнения ученых в отношении точной даты расходятся) 8 тысяч римских воинов стояли вокруг крепости восемью лагерями.
У подножья крепости ими была выстроена окружная блокадная стена, отрезавшая повстанцев от внешнего мира.
Затем римляне приступили к сооружению на западном склоне горы (наименее неприступном) осадного вала, по которому к стенам крепости можно было бы подкатить тараны.
По мере поднятия земляной насыпи ее укрепляли деревянными подпорными стенами. Многочисленные еврейские пленники доставляли Десятому легиону воду (очевидно, из Эйн-Геди) и продукты питания.
Защитники крепости тоже не сидели сложа руки и, предвидя прорыв, сооружали на вершине горы внутреннюю бревенчатую стену с земляным наполнением.
Такая стена не могла пострадать ни от таранов, ни от обстрела каменными ядрами, поскольку, в отличие от каменной, амортизировала удары.
В месяце нисан, когда высота насыпи достигла 70-ти метров, римляне подняли по ней 30-метровую осадную башню с откидными мостами и пробили брешь в крепостной стене.
Сооруженную повстанцами внутреннюю стену им удалось без особого труда поджечь.
Иосиф Флавий сообщает, что в ночь на 15-е нисана (первый день праздника Песах) Элазар бен Яир произнес перед евреями пламенную речь и призвал их умереть свободными людьми - предпочесть смерть мучительному и позорному рабству.
"... затем избрали по жребию десять человек, которым предстояло заколоть остальных. И каждый распластался на земле возле своих мертвых жен и детей, обхватив руками их тела, и с охотой подставил свое горло десятерым, исполнявшим ужасную обязанность.
Эти люди без содрогания пронзили мечами всех, одного за другим. Затем они бросили жребий между собой, чтобы тот, на кого укажет судьба, убил девятерых товарищей, а затем наложил руки и на себя...
Так погибли они все с уверенностью, что не оставили после себя ни единой живой души, над которой могли бы надругаться римляне...
Назавтра поднялись римляне на Масаду, и когда нашли груды убитых, не возрадовались при виде погибших врагов, а только застыли в молчании, пораженные величием их духа и несокрушимым презрением к смерти".
В этом описании Флавий ссылается на рассказ двух женщин, которые с пятью детьми укрылись в пещере и поведали римлянам о том, как мужчины убили своих жен и детей, а затем по жребию - друг друга. Последний из 960 осажденных поджег крепость и покончил с собой.
Таким образом, последний очаг еврейского сопротивления был ликвидирован. На территории Масады разместился римский гарнизон.
>>>
В верх страницы
Страница
2
1
2 3 4
5 6 7
8 9 10
11
|